You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Новые перспективы онлайн-бизнеса

Аналитика

Кризис - тяжелое испытание, в особенности для малого и среднего бизнеса. Не все компании прочно стоят на ногах и обладают достаточной гибкостью, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям.

Некоторые организации закрываются, другие меняют механизмы работы и осваивают дополнительные сферы деятельности. Факт в том, что в условиях социальной изоляции преимущество имеет бизнес, выведенный в онлайн. Какие ниши будут самыми востребованными?

Интернет-магазины

Так как у людей пока нет возможности посещать настоящие магазины, а потребности в приобретении необходимых вещей остались, на помощь приходят различные интернет-площадки. По прогнозу Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара к 2024 году Российский рынок e-commerce перевалит за отметку 2.78 трлн руб. Безусловно, здесь нужно учитывать не только социальную изоляцию, но и другие факторы кризиса 2020: уменьшение доходов населения, повышение процента безработицы и прочее. Поэтому, если вы задумываетесь об открытии интернет-магазина, лучше сфокусировать внимание на удовлетворении базовых потребностей: одежда, товары для дома, товары для детей и животных.

Наряду с непосредственными игроками рынка электронной торговли, период роста в кризис будут переживать и сопутствующие сферы: онлайн-банкинг, онлайн-страхование, онлайн-оплата. Без них существование интернет-торговли просто невозможно.

Следует отметить, что увеличение объема продаж, совершаемых через интернет, - это не кратковременная тенденция, обусловленная реалиями коронавируса. Исследования Data Insight показывают, что годовой объем рынка e-commerce растет, и его увеличение в 2019 составило 36% по количеству заказов и 24% в рублях.


Сервисы доставки

Взрывному росту этого сегмента онлайн-бизнеса также способствовало распространение коронавируса. Запрет на дальние перемещения и посещение общественных мест коренным образом изменили наш стиль жизни. У некоторых людей в связи с карантином и вовсе исчезла возможность некоторое время выходить из дома. У других - эта возможность сильно ограничена, а вместе с ней ограничена возможность найти, купить и привезти домой именно тот товар, который нужен.

Что доставлять:

  • Еда и продукты питания
  • Санитайзеры и бытовые продукты первой необходимости
  • Безрецептурные лекарства и медицинские товары
  • Всё верно, даже лекарства сейчас можно купить через интернет и заказать их доставку. Это стало возможно благодаря Федеральному закону от 3 апреля 2020 года.

    Также перспективным направлением является доставка личных посылок и документов. Некоторые сервисы такси оперативно ввели данные опции в список своих услуг.

    Одно из таких предложений

    Онлайн-обучение

    Еще одной сферой, переживающей свои лучшие времена, является онлайн-обучение. Этому способствовали три основных фактора:

  • Очное образование пока невозможно
  • Многие люди вынуждены менять сферу деятельности
  • Самоизоляция изменила наш досуг
  • В нише онлайн-образования очень много направлений: это и школьное образование, и репетиторство, и досуговое образование, обучение новым профессиям, и даже высшее образование государственного образца.

    Вместе с самими обучающими организациями в этой нише есть и другие не менее важные участники: всевозможные сервисы по организации удаленного обучения, поиску и привлечению клиентов, автоматизации и созданию онлайн-курсов.

    Количество запросов по онлайн-обучению за апрель 2020. По данным Яндекс.Вордстат

    Онлайн-консультирование

    Базовые потребности человека могут быть связаны не только с покупкой необходимых товаров. В список также можно внести медицинское, психологическое и юридическое консультирование. Кроме того, некоторые виды консультаций прочно закрепились в виде досуга: всевозможный коучинг практически по любой тематике: от бизнеса до личностного роста. В итоге мы имеем очень перспективную сферу онлайн-консультирования.

    Наряду с индивидуальными консультантами развиваются также всевозможные сервисы и агрегаторы консультационных услуг, например: сервис дистанционной психологической помощи "Понимаю", сервис подбора психотерапевта "Мета", сервис Docdoc, на котором, помимо прочего, можно получить онлайн-консультацию медицинского специалиста.

    Сюда же можно отнести менее прозрачные, но зачастую даже более перспективные направления: консультации по астрологии, всевозможные гадания и другие псевдонаучные консультации.

    Одно из таких предложений

    Удивительная статистика от Яндекс.Вордстат за апрель 2020

    Занятия спортом онлайн

    Не все умеют поддерживать активный образ жизни в замкнутом пространстве. Самоизоляция лишила нас возможности посещать спортивные и фитнес-клубы. Однако, взамен она подарила огромное количество онлайн-курсов по поддержанию формы. Часто такие курсы сочетаются с рекомендациями диетолога или детокс-марафонами. Сюда же можно отнести занятия по танцам, йоге, различным техникам растяжки.

    ПО для бизнеса на удаленке

    Вместе с повсеместным выходом в онлайн у бизнеса появились новые потребности. Одна из основных - контроль и сохранение эффективности сотрудников, работающих в режиме домашнего офиса. В помощь владельцам бизнеса и управленцам появился целый рынок сервисов, помогающих сделать эффективной коммуникацию с сотрудниками и сохранить показатели компании.

    Среди самого востребованного софта такого плана можно выделить сервисы по контролю рабочего времени и вовлеченности, IP-телефонию, платформы для видеосовещаний и мессенджеры. Более подробно можете прочитать в моем материале, который я не так давно публиковал: Контроль сотрудников

    Видео-совещание удаленных сотрудников на платформе Zoom

    Интернет-маркетинг

    Конечно же, массовый выход компаний в онлайн не может обойтись без интернет-маркетинга. Товары и услуги, продаваемые через интернет, необходимо продвигать.

    Руководители компаний все чаще осознают, что продвижение в интернете - сложный и трудоемкий процесс, отличающийся, например, от размещения плаката на билборде. Маркетинговые отделы пополняются узкоспециализированными специалистами: контекстологами, тергетологами, копирайтерами, сеошниками и другими. Если у организации нет возможности нанять специалистов на оклад, они обращаются к подрядчикам. Если вернуться к главе про онлайн-образование, то обучение различным специальностям интернет-маркетинга занимает в нем одно из главных мест, и потребность в специалистах действительно есть.

    Существует мнение, что в условиях кризиса многие организации сокращают рекламные бюджеты. Такие прецеденты и правда есть, но они говорят о недальновидности владельца бизнеса или управленца. Желание сэкономить на кратковременную перспективу может привести к падению продаж при долгосрочном планировании.

    Из совершенно новых направлений активно развивается "антикризисный маркетинг". Специалисты по этому виду маркетинга работают над полем присутствия компании в сети, прорабатывают негатив и другие щепетильные моменты, которые могут возникнуть из-за независящих от компании обстоятельств или непрогнозируемых изменений.

    Есть вопросы? Пишите в комментариях - будем разбираться! А также подписывайтесь на рассылку, впереди много всего интересного

    Поделитесь этим постом

    Автор

    Семёнов Александр

    Профессионал в области интернет рекламы и коммерции. Делюсь своими наработками с другими в этом блоге.

    Комментарии:

    Комментарии пока отсутствуют.

    Напишите комментарий